Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеСледующая станция - вечностьРетроспектива Владимира Янкилевского в Фонде "Екатерина" ВЫСТАВКАФедор РОМЕР
Янкилевский - классик. Хотя бы потому, что, поучаствовав в 1962-м на выставке "30 лет МОСХа" в Манеже, вместе с другими неофициальными художниками вызвал сиятельный гнев Хрущева. Брань власти по законам времени моментально монументализировала художника. Сиюминутный эпизод, не приведший к особо драматическим последствиям, отправил автора в вечность. "Мгновение вечности" - так и называется ретроспектива Янкилевского в залах Фонда культуры "Екатерина", которая в июле переедет в питерский Русский музей. Однако к монументальности и эпохальности тяготеет само искусство Янкилевского. И сугубо технически (любимый жанр - многометровые "триптихи"), и по выбранной интонации. Его лучшие работы - микросхемы макромира, чертежи универсума. Полуабстрактные формы выдают шестидесятническую веру эпохи "физиков и лириков" в объяснимость необъяснимого, в возможность описать и запротоколировать изменчивый космос, перевести человеческую природу на язык НТР. Странно, как свойственная сюрреализму (законным наследником которого является Янкилевский и его коллеги по содружеству "Сретенского бульвара" Юрий Соболев, Юло Соостер и Илья Кабаков - мастерские были рядом) эротическая одержимость у художника проходит санацию разумом! Как человеческое тело расчленяется на протоформы, геометризируется, сохраняя при этом органическую плавность линий! Один из триптихов Янкилевского называется "Анатомия души". И это очень удачное название: соединение физиологического и возвышенного, рационального и умонепостигаемого, механического и поэтического является сутью поэтики Янкилевского. Взятые в своей конкретности человек (некоторые рисунки и офорты художника под условным названием "Мутанты" можно запросто обвинить в порнографичности) и вещь (в некоторых "триптихах" и объектах есть настоящие двери, манекены в одежде и без, подлинные предметы) вдруг приобретают космическое измерение, дематерилизуются, преображаются в философские знаки. Янкилевский как бы парит между двумя мирами - реальности и визионерства, причем последний тоже членится на техницистскую футурологию и лирическое сновиденчество. И эта многомирность, конечно же, требует размаха. Оттого Янкилевскому и целого "триптиха" мало. Самый знаменитый из них - хранящийся в Русском музее и сейчас привезенный в Москву "Автопортрет. (Памяти моего отца)". В центре - узнаваемая по бытовым деталям фигура-манекен homo soveticus с газетой в руках на фоне дверей вагона метро - в шапке-ушанке, драповом пальто, с потрепанным портфелем в ногах. А пообок - его белый и черный силуэт, сквозь который пробегают разноцветные трассирующие линии, похожие на помехи на экране космоса. Из метро герой словно выходит в вечность. Или это она проникает в него. Но все это происходит в одном пространстве картины-инсталляции. Советская ограниченная и убогая жизнь, ограниченность которой усилена образом вагона подземки и надписью "Не прислоняться", трансформируется во вневременной символ Человека во Вселенной. Янкилевский освобождает своих персонажей, расковывает их от цепей реальности, переводит язык обыденности на эсперанто метафизики. И не случайно в его коллажах на холсте, где масло соседствует с пастелью, возникают прямые цитаты-включения из старых мастеров - Рембрандта, Пьеро делла Франческа или Пизанелло. Человек своего времени, советский неофициальный художник-"шестидесятник", Янкилевский тем не менее преодолел конкретный хронотоп. Его можно упрекнуть в устаревшей серьезности, ненужной склонности к вечным темам, в немодных эпохальности и масштабности. Ну что поделать. Он же - классик. Также в рубрике:
|