Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Следующая станция - вечность

Ретроспектива Владимира Янкилевского в Фонде "Екатерина"

ВЫСТАВКА

Федор РОМЕР


В.Янкилевский

Янкилевский - классик. Хотя бы потому, что, поучаствовав в 1962-м на выставке "30 лет МОСХа" в Манеже, вместе с другими неофициальными художниками вызвал сиятельный гнев Хрущева. Брань власти по законам времени моментально монументализировала художника. Сиюминутный эпизод, не приведший к особо драматическим последствиям, отправил автора в вечность. "Мгновение вечности" - так и называется ретроспектива Янкилевского в залах Фонда культуры "Екатерина", которая в июле переедет в питерский Русский музей.

Однако к монументальности и эпохальности тяготеет само искусство Янкилевского. И сугубо технически (любимый жанр - многометровые "триптихи"), и по выбранной интонации. Его лучшие работы - микросхемы макромира, чертежи универсума. Полуабстрактные формы выдают шестидесятническую веру эпохи "физиков и лириков" в объяснимость необъяснимого, в возможность описать и запротоколировать изменчивый космос, перевести человеческую природу на язык НТР. Странно, как свойственная сюрреализму (законным наследником которого является Янкилевский и его коллеги по содружеству "Сретенского бульвара" Юрий Соболев, Юло Соостер и Илья Кабаков - мастерские были рядом) эротическая одержимость у художника проходит санацию разумом! Как человеческое тело расчленяется на протоформы, геометризируется, сохраняя при этом органическую плавность линий!

Один из триптихов Янкилевского называется "Анатомия души". И это очень удачное название: соединение физиологического и возвышенного, рационального и умонепостигаемого, механического и поэтического является сутью поэтики Янкилевского. Взятые в своей конкретности человек (некоторые рисунки и офорты художника под условным названием "Мутанты" можно запросто обвинить в порнографичности) и вещь (в некоторых "триптихах" и объектах есть настоящие двери, манекены в одежде и без, подлинные предметы) вдруг приобретают космическое измерение, дематерилизуются, преображаются в философские знаки. Янкилевский как бы парит между двумя мирами - реальности и визионерства, причем последний тоже членится на техницистскую футурологию и лирическое сновиденчество. И эта многомирность, конечно же, требует размаха. Оттого Янкилевскому и целого "триптиха" мало.

Самый знаменитый из них - хранящийся в Русском музее и сейчас привезенный в Москву "Автопортрет. (Памяти моего отца)". В центре - узнаваемая по бытовым деталям фигура-манекен homo soveticus с газетой в руках на фоне дверей вагона метро - в шапке-ушанке, драповом пальто, с потрепанным портфелем в ногах. А пообок - его белый и черный силуэт, сквозь который пробегают разноцветные трассирующие линии, похожие на помехи на экране космоса. Из метро герой словно выходит в вечность. Или это она проникает в него. Но все это происходит в одном пространстве картины-инсталляции. Советская ограниченная и убогая жизнь, ограниченность которой усилена образом вагона подземки и надписью "Не прислоняться", трансформируется во вневременной символ Человека во Вселенной. Янкилевский освобождает своих персонажей, расковывает их от цепей реальности, переводит язык обыденности на эсперанто метафизики.

И не случайно в его коллажах на холсте, где масло соседствует с пастелью, возникают прямые цитаты-включения из старых мастеров - Рембрандта, Пьеро делла Франческа или Пизанелло.

Человек своего времени, советский неофициальный художник-"шестидесятник", Янкилевский тем не менее преодолел конкретный хронотоп. Его можно упрекнуть в устаревшей серьезности, ненужной склонности к вечным темам, в немодных эпохальности и масштабности. Ну что поделать. Он же - классик.

Также в рубрике:

ВЫСТАВКА

МУЗЫКА

ТЕАТР

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;