Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 16 (7577) 26 апреля - 2 мая 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияСтатус деньгам не помехаЗаповедник "Абрамцево": трудности роста ОПТИМИЗАЦИЯЮлия АНТОНОВА В стране почти повсеместно отметили Дни культурного наследия - один из самых содержательных праздников постсоветской России. Нам есть чем гордиться и чему радоваться. Но есть и о чем горевать. В национальном музейном деле существует огромное количество проблем - от зарплаты сотрудников до сложных взаимоотношений с РПЦ. Они накапливаются годами, уже, можно сказать, десятилетиями. И никто не обещает, что в обозримом будущем приступят к их решению.
День охраны памятников и исторических мест стал прекрасным поводом еще раз оглянуться и ужаснуться, в каком плачевном состоянии они находятся. А у дворянских усадьб судьба особенно горькая. Они то разваливаются на глазах, то горят при загадочных обстоятельствах, то становятся беспомощными жертвами коммерческих структур, привыкших превращать все вокруг себя в источник доходов. Музей-заповедник "Абрамцево", к сожалению, находится в том состоянии, когда практически готов пополнить собой ряды несчастных собратьев. Собственно, судьба этой усадьбы и стала на днях темой заседания ученого совета музея в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии. Сегодня некогда прославленную Мекку русских писателей и художников разрывают два конфликта. Первый довольно ясно озвучил на заседании глава Роскультуры Михаил Швыдкой: "Мы знаем, что коллизия, которая существует вокруг "Абрамцева", - это спор между музеем и богатыми людьми, которые сейчас желают диктовать правила игры". Действительно, даже федеральный статус усадьбы большим деньгам не помеха. Сегодня в охранной зоне, прилегающей к территории памятника, построены и функционируют ресторан, гостиница и торговая галерея (появившиеся еще при прежнем руководстве), а их владелец, по словам директора музея Алексея Пентковского, бесцеремонно вторгается в жизнь заповедника. Как именно - директор не уточнил. Но, по мнению экспертов, ресторан и гостиница настолько грандиозных размеров, что пропадает смысл исторического ландшафта. "Благодаря" гигантам утеряно само место, в свое время символизировавшее центр русской культуры. Причем утеря эта начинается с самого Ярославского шоссе, на котором указатели на знаменитую усадьбу "случайно" сменились вывесками "Казино "Абрамцево", "Конноспортивный комплекс "Абрамцево" и т.д. Что делать в такой ситуации? На этот вопрос практически все присутствующие на заседании дали однозначный ответ - компромисс. "Проблема ресторана и галереи в "Абрамцеве" имеет два пути решения, - считает Галина Маланичева, председатель Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - Первый - подавать в суд, второй - искать пути взаимодействия. Я лично склоняюсь ко второму". Собственно, тех же взглядов придерживается известный деятель культуры, директор Музея-заповедника "Ясная Поляна" Владимир Толстой. Его опыт в данном случае довольно богат и позволяет давать советы: вспомнить хотя бы затяжной конфликт между руководством музея и химическим комбинатом "Щекиноазот". "Пикеты, публикации, митинги привели тогда лишь к созданию нездоровой психологической атмосферы вокруг усадьбы, - рассказал Владимир Толстой. - Мы поняли, что конфронтация бесперспективна, а партнерские отношения станут благом для всех участников. Так и случилось: "Щекиноазот", например, сегодня серьезно задумался об экологической защите земель, прилегающих к усадьбе". Итог дебатам подвел Михаил Швыдкой: "Как бы вы ни судились и ни вели борьбу, снести гостиницу, ресторан и галерею невозможно. Хозяин - известный человек. Все завязано на его влиянии и финансовых возможностях. Такого рода войны обычно ведут к проигрышу обеих сторон. Я не призываю к бездумному компромиссу. Искать компромисс можно при одном условии: когда музей будет устанавливать, как вести себя на этих территориях. Пора определить, кто здесь главный". Имя человека, с которым нужно начать переговоры и которому теперь дЧлжно объяснить, что такое культура и как ее уважать, вслух никто не произносит, но часть переговоров Михаил Швыдкой взял на себя, пообещав обратиться за поддержкой к губернатору Московской области Борису Громову. Вторая "тень", омрачающая жизнь усадьбы, связана с ее состоянием и теми реформами, которые нынче осуществляет в ней новый директор. Именно эти перемены породили конфликт между коллективом музея и руководством. Хотя данная распря, конечно, не имеет "вредительского" характера, ведь в этом раздоре у усадьбы врагов нет - только друзья, радеющие за ее благополучие. Алексей Пентковский стал директором "Абрамцева" два с половиной года назад. Нового назначения ждали многие, включая коллектив научных сотрудников, потому что финальный этап работы его предшественника, Ивана Рыбакова, увы, оказался удручающим: накопились структурные и концептуальные проблемы, а саму усадьбу "Абрамцево" укрыла плотная стена леса, в который превратился ее парк. Культурно-исторический ландшафт, как известно, тоже пострадал немало. Придя к руководству, Пентковский энергично принялся наводить порядок: укреплять финансовую дисциплину, сражаться с местными властями за восстановление и сохранение исконных границ заповедника, очищать парк от мусора и больных деревьев. Понятно, что вскоре дело дошло до коллектива... Преданные сторонники прежнего директора ушли сразу. Те, кто остался, вначале присматривались. Однако со временем число недовольных новым руководством стало расти. Собственно, это чувство можно считать взаимным. По мнению Пентковского, научная работа в музее и по количеству, и по качеству мало соответствовала уникальным (и до сих пор мало изученным) фондам "Абрамцева", а также современному исследовательскому уровню. С его точки зрения, в научном музейном сообществе "Абрамцево" по этому показателю в лидерах не числится. Новый директор хотел научного прорыва, а коллектив хотел жить и работать так, как складывалось десятилетиями. Одним словом, количество взаимных претензий росло, и письма с жалобами на руководство летели по всем мыслимым инстанциям. Сегодня, судя по осторожным комментариям членов коллегии, конфликт поутих. Может быть, эти ссоры даже конфликтом назвать нельзя - просто адаптационный период. Сам Пентковский, например, называет происходящее в музее "трудностями роста": мол, он повысил планку, а кто-то оказался к такому повороту дел не готов. Тем не менее господа заседатели ласково пожурили директора за чрезмерную нетерпеливость, недостаток административного опыта и умения ладить с людьми. Зато похвалили за энтузиазм и готовность принести музею пользу. А поле для деятельности там немерено. Ближайшая цель руководства - комплексная реставрация музея-заповедника. "Причем речь идет не просто о реставрации главного усадебного дома, - прокомментировал Пентковский, - это было бы слишком просто. Она включает в себя строительство фондохранилища на территории культурного поселка и перенесение туда фондовых коллекций музея-заповедника, освобождение мемориальных зданий, в которых эти коллекции находятся, для их последующей реставрации, а также, что является принципиально важным, это полная реконструкция инженерных сетей Музея-заповедника "Абрамцево". По скромным подсчетам, на реставрацию музея-усадьбы потребуется от 10 до 50 миллионов рублей, и средства, по заверениям членов коллегии, будут найдены. Михаил Швыдкой, по крайней мере, намерен обратиться за поддержкой к Правительству России. Грамотных консультаций и финансовых средств требует не только реставрация, но и очистка, и восстановление прудов, захламленных оврагов и русла реки Вори, посадка цветников и клумб, восстановление некогда засыпанного колодца, в котором теперь почему-то растет яблоня, и многое другое. Кроме того, Алексей Пентковский намерен изменить концепцию научной деятельности музея: повысить ее качество, сместить акценты. "Музею важно знать свои "корни" - то, как формировались фондовая коллекция и экспозиция, к чему это приводило. Иначе трудно быть убедительными в глазах посетителей", - считает он. Сегодня директор хочет поменять облик музея и сделать акцент в первую очередь на мамонтовском периоде, а точнее - последнем десятилетии XIX века. "Здесь я планирую привлечь экспертизу для установления точного местонахождения утраченных объектов, например оранжерей и теплиц, с целью их верного воссоздания", - уточнил он. Более того, будет пересмотрена и концепция экскурсий: "Сейчас, например, гостям предлагается, как правило, одна большая обзорная экскурсия "Абрамцево". Но она интересна один раз. А ведь необходимо показать все многообразие культурных и исторических связей усадьбы с русской народной и европейской культурой, а также проекцию сложившейся здесь творческой традиции на XX век и современность". Также в рубрике:
|