Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Первая полосаГони волну надеждыОткрылась Венецианская биеннале современного искусства Елена ТИТАРЕНКО
"Думай с чувствами - Ощущай с разумом" (Think with the Senses - Feel with the Mind, изысканная игра слов, синонимов и антонимов) - под таким девизом открылась в Венеции 52-я Биеннале современного искусства. К участию в форуме, самом старом из подобных в мире - он проводится уже 110 лет, - приглашены художники из 76 стран. Показывают их произведения как в национальных павильонах страны-участника на территории городского парка (Сады Джардини), так и в рамках основной интернациональной экспозиции - кураторского проекта, занимающего огромное пространство средневекового Арсенала. Этот проект, чье название и стало помянутым общим слоганом биеннале (подзаголовок самой выставки - "Искусство в настоящем времени") - творение Роберта Сторра, первого за всю долгую историю венецианского фестиваля арт-директора из США. Он сделал колоссальную выставку, затрагивающую все болевые точки современного мира - войны, этнические конфликты, экологические проблемы, голод и нищету одной половины человечества при чрезмерном преуспеянии другой. Сторр предпринял попытку (и, кажется, вполне успешную) рассмотреть все современное искусство из разных стран и континентов и проанализировать его как единый процесс, развивающийся по собственным законам и внутри собственных границ, но вне отрыва от социореальности конкретных государств. В это новое пространство органично входят и отдельные арт-персоны, и целые страны, здесь встречаются новые методы, художественные языки и целые направления. Логично (и уже типично) для биеннале, что в общий проект включены делегаты самых разных стран - от Австрии, США, Великобритании до африканцев, чье искусство практически незнакомо. Однако оно есть. Политкорректная и толерантная, призывающая к единению в сострадании страждущим, биеннале предоставила право голоса нескольким странам-дебютанткам: Молдавии, Таджикистану, Мексике, Азербайджану и спецгостю - пребывающему в трудном процессе возрождения после войн Ливану. По инициативе Роберта Сторра впервые свой павильон, примыкающий к основному проекту в Арсенале, получила Турция. А "Золотого льва" - награду за творческие заслуги, как за честь и достоинство у кинематографистов, - африканец Малик Сидибе: творчество этого уроженца Мали выражает глобалистский дух нынешней биеннале. Отрадно было встретить в престижном пространстве Арсенала русские имена - Андрей Монастырский, Дмитрий Гутов, Илья и Эмилия Кабаковы. Последние выступили не только с большой и выразительной инсталляцией "Манас" в общем проекте, но и соло, причем этот номер вряд ли пропустит кто-либо из тысяч туристов, проплывающих по Большому каналу. Лодка под разноцветным парусом из детских рисунков - отличная работа Кабаковых - светится по вечерам возле бывшей венецианской таможни, как волшебный фонарь, покачивающийся на волнах. Неподалеку разместилась экспозиция Украины, благодаря мощной финансовой поддержке жовто-блакитного бизнеса сумевшая поселиться в старинном палаццо. В целом же биеннале рассыпана по всему городу, властно занимая дворцы и музеи, превратив в дни открытия форума и без того многоязыкий город дожей и гондольеров в суетное и веселое место встречи сотен, если не тысяч, критиков, художников, кураторов и арт-дилеров. Российский павильон в Садах Джардини - наиболее знаковом пространстве из всех точек приложения сил на биеннале - один из самых старых. Расположенный на центральной аллее, он построен по проекту Алексея Щусева в 1914 году. Перед зданием в псевдорусском стиле с видом на канал сохранились двуглавые орлы, но начинка павильона и установленный перед входом огромный плазменный монитор выглядят символическим контрастом с декором прошлого века. По монитору проплывают слова "Я надеюсь" на 50 языках - это первая страница веб-сайта "clickihope.com". Сие произведение веб-арта второго поколения от самой молодой участницы российского проекта Юлии Мильнер дало название всему русскому павильону, который будто стремится поразить искушенных венецианских зрителей мощью своей технологической оснастки. Здесь и анимация от группы АЕС+Ф, превративших свою фотосерию "Последнее восстание" в 3D-фильм под музыку Вагнера, и стена пульсирующих и переливающихся виртуальных сердец от Андрея Бартенева - инсталляция "Connection lost". Наш главный арт-моряк Александр Пономарев создал серию работ, установленных на втором этаже павильона. Сначала извольте принять холодный и неотрезвляющий "Душ" в виде мелькающих, надоедливых образов из телеящика (это произведение - в соавторстве с Арсением Мещеряковым), потом удивляйтесь "Волне", бегущей в стеклянном коробе вопреки законам физики, но по мановению и дуновению (в буквальном смысле) художника-волшебника, который глядит на вас с экрана. (Куратор российского павильона - Ольга Свиблова). Подробнее о биеннале читайте в следующем номере нашей газеты. Также в рубрике:
|