Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПалитраАпология обыденности"Другой Березовский" в ГЦСИ Владимир САЛЬНИКОВ
Игорь Березовский (1942 - 2007) никогда не принадлежал к так называемому "другому искусству" нонконформистов. Он не критиковал режим, который тем не менее не слишком благосклонно относился к его талантам. Он не входил в "подрывные" арт-группы. Его родиной был ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики - странное учреждение на территории ВДНХ, организованное как типичный советский НИИ, то есть как своего рода вольница, без которой никакое творчество невозможно. Главной обязанностью сотрудников этого учреждения был поиск форм и конструкций предметного мира наличного социализма и грядущего коммунизма. Работавшие здесь когда-то нынешние знаменитости - Олег Генисаретский (теперь именитый философ, культуролог и религиовед), Владимир Паперный (автор интеллектуального бестселлера про сталинскую архитектуру "Культура Два"), Елена Черневич (теоретик дизайна, жена Березовского), Александр Ермолаев (профессор МАРХИ, архитектор, художник, руководитель студии ТАФ и дизайнер выставки в ГЦСИ) - строили коммунизм, но без всяких ограничений. Поэтому все они в меру своей любознательности были посвящены в актуальные проблемы западной философии и эстетики, теории дизайна, истории авангарда и модернизма, модные художественные течения. Это была особая среда, коллектив утопистов - сродни героям повестей братьев Стругацких. Это была истинная элита, причем созданная самой властью. И на официальное, и на неофициальное искусство эти люди смотрели если не свысока, то с очень удаленной дистанции. Естественно, что в их среде вырос и свой художник, разительно отличавшийся от остальных.
С одной стороны, Игорь Березовский был наивен, что, несомненно, является залогом классического творчества вообще. А с другой - был мудрецом. Он освободился от того мусора, что принесли в искусство как волны художественных схваток и чисток советского времени, так и всеядность contemporary art. Всю жизнь Березовский утверждал несколько простых и очевидных принципов. Художник был уверен в цельности художественного опыта и в том, что станковое искусство и искусство прикладное едины, имеют одни корни. Он делал плакат как картину, а картину - как плакат. Он знал, что искусство - это искусство. И если оно может стать философией - теорией в красках, то это произойдет без специальных усилий со стороны художника стараться выглядеть в своих произведениях как теоретик и мыслитель. Поэтому его мотивы незамысловаты - это предметы, мир вокруг нас, быт вокруг нас. Иногда эти предметы вписываются в традиционные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), иногда выходят за их рамки - как просто катящиеся по столу вишни или нанесенные шариковой ручкой каракули, фрагмент которых он мог отснять, увеличить и напечатать на холсте, получив псевдоабстрактную картину. Сам изображаемый предмет своей зрелищностью довлел в его работах, останавливая своим давлением дискурс - тот поток мыслей, что безостановочно проносится у каждого из нас в голове. Березовский позволял нам, наконец, увидеть реальность такой, какой она есть на самом деле. При этом художника было невозможно заподозрить в модном уже тогда непрофессионализме, когда не владеющий художественным ремеслом автор оставлял идею сырой, без всякой обработки. Он знал, что картина - это вещь среди вещей, а не только акт коммуникации. И потому был невероятно строг к выбору художественных средств. И выбранная манера (а искусство - это прием) каждый раз окрашивала изображение в определенное настроение. Потому изображение у Березовского никогда не было просто знаком, который достаточно было узнать, чтобы тут же пройти мимо. Напротив, манера, в которой был нарисован, написан, сфотографирован, отпечатан, изображен его предмет, почти всегда устраняет всякое излишнее жизнеподобие, фотографичность. И это притом, что в большинстве своих работ художник использует фотографию. Напоследок следует сказать, что своим творчеством художник Игорь Березовский представлял и отстаивал некоторые очень важные для нашей культуры вещи, корни которых скрыты как в глубине веков, так и в не столь уж давней теории и практике русского авангарда. Березовский утверждал доминирование изображения. Второй столп его творчества - это философский реализм, первичность реальности. То, что в 1920-е годы называли материалистическим монизмом. Но почему-то Березовского называют "русским поп-артистом". Не имеет он ничего общего с симуляциями Уорхола! Также в рубрике:
|