Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Палитра

Апология обыденности

"Другой Березовский" в ГЦСИ

Владимир САЛЬНИКОВ


И.Березовский. "Ботинки". 1981 г.

Игорь Березовский (1942 - 2007) никогда не принадлежал к так называемому "другому искусству" нонконформистов. Он не критиковал режим, который тем не менее не слишком благосклонно относился к его талантам. Он не входил в "подрывные" арт-группы. Его родиной был ВНИИТЭ - Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики - странное учреждение на территории ВДНХ, организованное как типичный советский НИИ, то есть как своего рода вольница, без которой никакое творчество невозможно. Главной обязанностью сотрудников этого учреждения был поиск форм и конструкций предметного мира наличного социализма и грядущего коммунизма. Работавшие здесь когда-то нынешние знаменитости - Олег Генисаретский (теперь именитый философ, культуролог и религиовед), Владимир Паперный (автор интеллектуального бестселлера про сталинскую архитектуру "Культура Два"), Елена Черневич (теоретик дизайна, жена Березовского), Александр Ермолаев (профессор МАРХИ, архитектор, художник, руководитель студии ТАФ и дизайнер выставки в ГЦСИ) - строили коммунизм, но без всяких ограничений. Поэтому все они в меру своей любознательности были посвящены в актуальные проблемы западной философии и эстетики, теории дизайна, истории авангарда и модернизма, модные художественные течения.

Это была особая среда, коллектив утопистов - сродни героям повестей братьев Стругацких. Это была истинная элита, причем созданная самой властью. И на официальное, и на неофициальное искусство эти люди смотрели если не свысока, то с очень удаленной дистанции. Естественно, что в их среде вырос и свой художник, разительно отличавшийся от остальных.

И.Березовский. "Цикламены". 1984 г.

С одной стороны, Игорь Березовский был наивен, что, несомненно, является залогом классического творчества вообще. А с другой - был мудрецом. Он освободился от того мусора, что принесли в искусство как волны художественных схваток и чисток советского времени, так и всеядность contemporary art.

Всю жизнь Березовский утверждал несколько простых и очевидных принципов. Художник был уверен в цельности художественного опыта и в том, что станковое искусство и искусство прикладное едины, имеют одни корни. Он делал плакат как картину, а картину - как плакат. Он знал, что искусство - это искусство. И если оно может стать философией - теорией в красках, то это произойдет без специальных усилий со стороны художника стараться выглядеть в своих произведениях как теоретик и мыслитель. Поэтому его мотивы незамысловаты - это предметы, мир вокруг нас, быт вокруг нас. Иногда эти предметы вписываются в традиционные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт), иногда выходят за их рамки - как просто катящиеся по столу вишни или нанесенные шариковой ручкой каракули, фрагмент которых он мог отснять, увеличить и напечатать на холсте, получив псевдоабстрактную картину. Сам изображаемый предмет своей зрелищностью довлел в его работах, останавливая своим давлением дискурс - тот поток мыслей, что безостановочно проносится у каждого из нас в голове. Березовский позволял нам, наконец, увидеть реальность такой, какой она есть на самом деле.

При этом художника было невозможно заподозрить в модном уже тогда непрофессионализме, когда не владеющий художественным ремеслом автор оставлял идею сырой, без всякой обработки. Он знал, что картина - это вещь среди вещей, а не только акт коммуникации. И потому был невероятно строг к выбору художественных средств. И выбранная манера (а искусство - это прием) каждый раз окрашивала изображение в определенное настроение. Потому изображение у Березовского никогда не было просто знаком, который достаточно было узнать, чтобы тут же пройти мимо. Напротив, манера, в которой был нарисован, написан, сфотографирован, отпечатан, изображен его предмет, почти всегда устраняет всякое излишнее жизнеподобие, фотографичность. И это притом, что в большинстве своих работ художник использует фотографию.

Напоследок следует сказать, что своим творчеством художник Игорь Березовский представлял и отстаивал некоторые очень важные для нашей культуры вещи, корни которых скрыты как в глубине веков, так и в не столь уж давней теории и практике русского авангарда. Березовский утверждал доминирование изображения. Второй столп его творчества - это философский реализм, первичность реальности. То, что в 1920-е годы называли материалистическим монизмом. Но почему-то Березовского называют "русским поп-артистом". Не имеет он ничего общего с симуляциями Уорхола!

Также в рубрике:

ПАЛИТРА

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;