Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Событие

Путешествие из Нюрнберга в Рим

Дрезденская филармония и Санта Чечилия на Фестивале оркестров мира

МУЗЫКА

Дмитрий МОРОЗОВ
Фото ИТАР-ТАСС


Дрезденский филармонический оркестр

Программы третьего и четвертого фестивальных вечеров в отличие от первых двух строились не по монографическому принципу, хотя здесь тоже присутствовали объединяющие факторы. В случае с Дрезденским филармоническим это была немецкая музыка, а у Оркестра Национальной академии Санта Чечилия - музыка, непосредственно связанная с Италией. Что касается самих оркестров и их маэстро (оба коллектива приехали со своими художественными руководителями), то они едва ли не во всем различны меж собой. У Дрезденской филармонии, к примеру, весьма внушительная медь, а струнная группа звучит несколько суховато. У римлян струнные очень хороши и по-итальянски певучи, хотя, впрочем, и медь тоже хороша. Если говорить про Рафаэля Фрюбека де Бургоса и Антонио Паппано, то в первом случае ремесла было явно больше, нежели харизмы, тогда как во втором харизмы было хоть отбавляй.

Рафаэль Фрюбек де Бургос (немец, родившийся и выросший в Испании) в первом отделении едва ли не убил музыку Вагнера, звучавшую под его управлением механистично и тоскливо. Особенно "Майстерзингеры" (де Бургос объединил в один концертный номер Вступление к третьему акту и Увертюру, причем именно в такой вот обратной последовательности), от витальной силы и зажигательности которых мало что осталось. Вступление к "Тристану и Изольде" прозвучало, правда, с некоторым подобием настроения, но собственно Смерть Изольды раздражала каким-то прямолинейно-туповатым капельмейстерским тактированием. Казалось, что весьма пожилой маэстро просто уже не в состоянии творить за пультом живую музыку. Однако второе отделение показало, что это не так. Пятая симфония Бетховена была не просто добротно сыграна оркестром, но и достаточно убедительно, пусть и без особых открытий, продирижирована. Своеобразие трактовки проявилось разве лишь в том, что де Бургос давал все части attaca, то есть без пауз, хотя сам Бетховен предусмотрел лишь непосредственное перетекание в финал третьей части. Бисы с еще большей наглядностью продемонстрировали, что темперамента маэстро не занимать. Венгерский танец Брамса, превратившийся у него в совсем уж откровенно цыганский, прозвучал весьма зажигательно. Как и последовавшая за ним пьеса Мануэля де Фальи...

Контраст между двумя отделениями можно было наблюдать и на концерте оркестра Санта Чечилия во главе с Антонио Паппано. В первом отделении было много "штурм унд дранга", Паппано выжимал из оркестра предельные звучности и пускал в ход всю свою энергетику а-ля Гергиев. Похоже, кстати, что для него это тоже является способом как-то компенсировать недостаток репетиций. Паппано сам рассказывал на брифинге, что с трудом выкроил время между представлениями "Фиделио" в Лондоне (где он руководит Ковент Гарден). Первое отделение и впрямь выглядело полусырым, хотя "Франческа да Римини" Чайковского по-настоящему захватывала и в итоге почти убедила, несмотря на явную небесспорность дирижерской интерпретации. Предшествовавшая ей увертюра Берлиоза "Римский карнавал" прозвучала с драйвом, но, пожалуй, чересчур форсированно.

Зато во втором отделении не требовалось уже никаких оговорок. Потому что "Фонтаны Рима" и "Пинии Рима" Отторино Респиги, прозвучавшие встык как единое целое, исполнялись поистине превосходно. Маэстро продемонстрировал здесь не только харизму и темперамент, но и ряд других качеств, включая изысканность, а также умение играть и живописать музыкальными красками, без чего произведения Респиги лучше вообще не исполнять. Взяв на бис интермеццо из "Манон Леско" Пуччини, Паппано явил свои лучшие качества как оперный дирижер, каковым он в первую очередь и является. Правда, исполненный следом финал увертюры (именно так) к "Вильгельму Теллю" Россини прозвучал несколько грубовато: нельзя все же начинать прямо с кульминации, к ней надо прийти.

Можно сказать, что именно здесь, на родной итальянской территории, оркестр предстал во всей красе. Один из несомненных лидеров у себя на родине, оркестр Санта Чечилия достаточно высоко котируется сегодня в мире. Многое сделал для этого предшественник Паппано Мюнг Вун Чунг, под чьим руководством коллектив несколько лет назад с большим успехом выступил на "Звездах белых ночей" в Санкт-Петербурге. Теперь с Антонио Паппано, возглавляющим оркестр с 2005 года, они оказались лучшими среди своих зарубежных собратьев, приехавших на московский фестиваль. Впрочем, об итогах фестиваля в целом и о последнем его концерте речь пойдет уже

в следующем номере "Культуры".

Также в рубрике:

МУЗЫКА

ВЫСТАВКА

КИНО

ЮБИЛЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;