Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СобытиеПутешествие из Нюрнберга в РимДрезденская филармония и Санта Чечилия на Фестивале оркестров мира МУЗЫКАДмитрий МОРОЗОВ
Программы третьего и четвертого фестивальных вечеров в отличие от первых двух строились не по монографическому принципу, хотя здесь тоже присутствовали объединяющие факторы. В случае с Дрезденским филармоническим это была немецкая музыка, а у Оркестра Национальной академии Санта Чечилия - музыка, непосредственно связанная с Италией. Что касается самих оркестров и их маэстро (оба коллектива приехали со своими художественными руководителями), то они едва ли не во всем различны меж собой. У Дрезденской филармонии, к примеру, весьма внушительная медь, а струнная группа звучит несколько суховато. У римлян струнные очень хороши и по-итальянски певучи, хотя, впрочем, и медь тоже хороша. Если говорить про Рафаэля Фрюбека де Бургоса и Антонио Паппано, то в первом случае ремесла было явно больше, нежели харизмы, тогда как во втором харизмы было хоть отбавляй. Рафаэль Фрюбек де Бургос (немец, родившийся и выросший в Испании) в первом отделении едва ли не убил музыку Вагнера, звучавшую под его управлением механистично и тоскливо. Особенно "Майстерзингеры" (де Бургос объединил в один концертный номер Вступление к третьему акту и Увертюру, причем именно в такой вот обратной последовательности), от витальной силы и зажигательности которых мало что осталось. Вступление к "Тристану и Изольде" прозвучало, правда, с некоторым подобием настроения, но собственно Смерть Изольды раздражала каким-то прямолинейно-туповатым капельмейстерским тактированием. Казалось, что весьма пожилой маэстро просто уже не в состоянии творить за пультом живую музыку. Однако второе отделение показало, что это не так. Пятая симфония Бетховена была не просто добротно сыграна оркестром, но и достаточно убедительно, пусть и без особых открытий, продирижирована. Своеобразие трактовки проявилось разве лишь в том, что де Бургос давал все части attaca, то есть без пауз, хотя сам Бетховен предусмотрел лишь непосредственное перетекание в финал третьей части. Бисы с еще большей наглядностью продемонстрировали, что темперамента маэстро не занимать. Венгерский танец Брамса, превратившийся у него в совсем уж откровенно цыганский, прозвучал весьма зажигательно. Как и последовавшая за ним пьеса Мануэля де Фальи... Контраст между двумя отделениями можно было наблюдать и на концерте оркестра Санта Чечилия во главе с Антонио Паппано. В первом отделении было много "штурм унд дранга", Паппано выжимал из оркестра предельные звучности и пускал в ход всю свою энергетику а-ля Гергиев. Похоже, кстати, что для него это тоже является способом как-то компенсировать недостаток репетиций. Паппано сам рассказывал на брифинге, что с трудом выкроил время между представлениями "Фиделио" в Лондоне (где он руководит Ковент Гарден). Первое отделение и впрямь выглядело полусырым, хотя "Франческа да Римини" Чайковского по-настоящему захватывала и в итоге почти убедила, несмотря на явную небесспорность дирижерской интерпретации. Предшествовавшая ей увертюра Берлиоза "Римский карнавал" прозвучала с драйвом, но, пожалуй, чересчур форсированно. Зато во втором отделении не требовалось уже никаких оговорок. Потому что "Фонтаны Рима" и "Пинии Рима" Отторино Респиги, прозвучавшие встык как единое целое, исполнялись поистине превосходно. Маэстро продемонстрировал здесь не только харизму и темперамент, но и ряд других качеств, включая изысканность, а также умение играть и живописать музыкальными красками, без чего произведения Респиги лучше вообще не исполнять. Взяв на бис интермеццо из "Манон Леско" Пуччини, Паппано явил свои лучшие качества как оперный дирижер, каковым он в первую очередь и является. Правда, исполненный следом финал увертюры (именно так) к "Вильгельму Теллю" Россини прозвучал несколько грубовато: нельзя все же начинать прямо с кульминации, к ней надо прийти. Можно сказать, что именно здесь, на родной итальянской территории, оркестр предстал во всей красе. Один из несомненных лидеров у себя на родине, оркестр Санта Чечилия достаточно высоко котируется сегодня в мире. Многое сделал для этого предшественник Паппано Мюнг Вун Чунг, под чьим руководством коллектив несколько лет назад с большим успехом выступил на "Звездах белых ночей" в Санкт-Петербурге. Теперь с Антонио Паппано, возглавляющим оркестр с 2005 года, они оказались лучшими среди своих зарубежных собратьев, приехавших на московский фестиваль. Впрочем, об итогах фестиваля в целом и о последнем его концерте речь пойдет уже в следующем номере "Культуры".Также в рубрике:
|