Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Провинция

Зона культурной ответственности

Нижегородский филиал ГЦСИ дожил до первого юбилея

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Вера ЗВЕЗДОВА
Фото ИТАР-ТАСС
Нижний Новгород


Сегодня кажется, что филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде был всегда. Между тем в июле ему исполнится всего десять лет. Хотя началось-то все действительно раньше. В тот момент, когда город узнал "кариатид" - Любовь Сапрыкину и Анну Гор, двух очаровательных и отважных женщин, задумавших расширить культурный ландшафт Нижнего до международных горизонтов contemporary art.

"Кариатида"

Нижегородский кремль

Созданный ими центр современного искусства так и назывался - "Кариатида". Это была абсолютно частная инициатива, однако с большими и явно не провинциальными амбициями. Впервые "Кариатида" публично заявила о себе в 1992 году на Первом международном фестивале искусств имени Андрея Сахарова. Любовь Сапрыкина и Анна Гор предъявили городу ни много ни мало - выставку "Другое поколение. Нижегородские живописцы всех направлений". В поисках картин для экспозиции кураторы объехали сто нижегородских мастерских, и выставка занимала весь второй этаж художественного музея. До "кариатид" с местными художниками никто подобным образом не работал. Участники "Другого поколения", которых знали исключительно по закрытым квартирным показам, приобрели официальный статус. В частности, именно тогда широкая публика открыла для себя живописцев из объединения "Черный пруд".

Потом был цикл выставок из Галереи Марата Гельмана, ХL-галереи, "Риджины"... Отбиралось все самое острое, что даже в столице тогда казалось радикальным, а в провинции и вовсе встречалось в штыки. Город возмущался, ругался, плевался, но... почему-то ходил смотреть. Особенно яростно спорили, помнится, о Олеге Кулике и проекте "Память тела. Нижнее белье советской эпохи". "Кариатиды" сознательно провоцировали публику, насильно выталкивая ее на передний край современного художественного процесса. И бескомпромиссно защищали смелые арт-эксперименты от общественной косности.

В Нижегородском филиале ГЦСИ

- Нам очень хотелось, чтобы Нижний Новгород появился на карте актуального искусства, - объясняет Анна Гор. - И чтобы здесь происходили арт-события, которые вводят город в международный культурный оборот. В течение 70 советских лет информация о современном искусстве была на нуле, поэтому нам пришлось начинать все заново. Привнесение нового языка, конечно, вызвало определенный шок у публики. Но постепенно мы наращивали аудиторию. Сначала это было несколько десятков, потом несколько сотен, сейчас несколько тысяч человек. В основном это молодежь. Ей язык современного искусства кажется вполне адекватным и понятным, потому что они выросли уже не в информационном вакууме и с младых ногтей приучены к новой визуальности.

Архотека

Словосочетание "нижегородский архитектурный феномен" сегодня на слуху. Но мало кто знает, что и это тоже заслуга "кариатид", которые в 1996 году приступили к осуществлению долгосрочного проекта "Архотека". Задача была одна - сделать так, чтобы нижегородские архитекторы стали известны всей Европе. И сделали. А уж про общероссийский бренд и говорить нечего - Нижний имеет почетный титул "архитектурной столицы".

В Нижегородском филиале ГЦСИ

Архитектура города периода 1990-х годов и впрямь хороша: вписывается в традиции интернационального стиля, но имеет собственное лицо. Однако как явление искусства она долго никого не занимала. "Кариатидам", напротив, были совершенно неинтересны вопросы недвижимости, стоимости и застройки. Их волновали именно вопросы работы с городским пространством, деликатного сохранения исторической среды, внедрения в эту среду инновационных элементов, соотнесения старого и нового...

К сожалению, сегодня ситуация изменилась. Строительный беспредел докатился и до Нижнего, так что на улицах все чаще можно встретить образчики маргинальной архитектуры. Наблюдается волюнтаризм власти, которая не считается с мнением специалистов. Складывается впечатление, что для губернатора Валерия Шанцева город остался чужим. Поневоле вспомнишь времена, когда губернаторское кресло занимал Немцов. На вопрос "Чем вы помогали расцвету нижегородской архитектуры?" - он ответил: "Я не мешал".

Однако традиционных "Рейтингов нижегородской архитектуры" даже Шанцев отменить не может. С прошлого года к ним добавились еще и Дни архитектуры. Их Нижегородский филиал ГЦСИ проводит совместно с куратором Мариной Игнатушко.

Новый статус

Государственный центр современного искусства в Москве был образован в 1992 году, и, разумеется, "кариатиды" тесно с ним сотрудничали. В 1993 году открылся филиал ГЦСИ в Петербурге, а через четыре года руководители центра предложили создать филиал и в Нижнем. На правах паритетного финансирования с местной властью. Однако паритета не получилось, деньги у Нижегородского филиала ГЦСИ всегда были только федеральные. И статус тоже.

Оправдывая этот статус, Сапрыкина и Гор, по мнению авторитетных арт-критиков, превратили Нижний еще и в третью российскую художественную столицу. Они привозили выставки мировых знаменитостей. Не забывали о местном культурном контексте. Поддерживали творческие связи с соседями. К слову, два месяца назад в Самаре открылся региональный отдел Нижегородского филиала ГЦСИ. Его возглавили талантливые самарские художники Неля и Роман Коржовы, известные, в частности, как авторы знаменитой биеннале в селе Ширяево. В ближайшем будущем планируется открытие еще нескольких региональных отделений, после чего Нижегородский ГЦСИ перейдет в статус Приволжского филиала Государственного центра современного искусства.

Арсенал

Гигантский выставочный зал в самом сердце города, в Нижегородском кремле, - лучшее доказательство жизнеспособности НФ ГЦСИ, его нужности и востребованности. Старинный Арсенал за три года своей художественной активности успел перещеголять все местные выставочные площадки вместе взятые. Между тем право размещать здесь экспозиции современного искусства пришлось отвоевывать. Чего только не наговорили в запале противники передачи здания в оперативное управление ГЦСИ: и не место актуальному искусству на святой кремлевской территории, и многовато площадей для "баловства", и есть варианты более "правильного" использования 4000 квадратных метров. Но НФ ГЦСИ, проделавший колоссальную работу по созданию концепции общественно-культурного центра и привлечению спонсоров, получил Арсенал в полное распоряжение.

Первый выставочный сезон открыла "Проекция" и сразу же собрала невероятное число зрителей. Со второй экспозицией повторилось то же самое. Все три года люди приходили на выставки семьями. Приводили друзей. Город привык к новому качеству Арсенала почти мгновенно, и сегодня, когда здание закрыли на капитальный ремонт, не покидает ощущение, что из жизни исчезло что-то очень существенное и родное.

Через пять лет нам обещают превратить Арсенал в ультрасовременный комплекс наподобие парижского Центра Помпиду. С кинозалами, интернет-кафе, библиомедиатекой, залом для конференций и прочей важной "начинкой". Через два года, когда закончится укрепление фундамента, обещают возобновить практику временных выставок. Пока же отсутствие Арсенала компенсируют большим количеством маленьких "арсенальчиков". В киноцентре "Рекорд" работает "Арсенал ВИДЕО", в Художественном музее открылась программа "Музейный Арсенал", в зале Межвузовского выставочного комплекса на днях должна состояться презентация "Арсенала художника". К осени готовят "Архитектурный Арсенал" и думают, какая выставочная площадка сможет принять "Арсенал фото". Увы, с выставочными пространствами в Нижнем негусто. Кстати, поэтому в обновленный Арсенал будут пускать и "чужие" выставки тоже. Разумеется, при условии современной интерпретации.

Тактика и стратегия

Впрочем, поиски выставочных площадок, равно как и непростые (подчас) отношения с властями, нижегородские "кариатиды" серьезными трудностями никогда не считали, относя их к проблемам тактического характера. Они всегда думали о стратегии. Вероятно, поэтому Анна Гор до сих пор оценивает выставку "Память тела" как важный этап на пятнадцатилетнем пути. Проект, который курировали Екатерина Деготь и Юлия Демиденко, являл собой пример нового подхода к культурологии. Чем и был ценен. Кстати, продолжая начатую линию, Демиденко хочет привезти в Нижний Новгород выставку под названием "Мода и социализм: новый взгляд". Современного искусства там нет, но есть нетривиальный взгляд на исторические явления и события. Сотрудники НФ ГЦСИ (с сожалением) признают, что это "наша зона ответственности". По всем статьям зал для "Моды и социализма" должен был бы предоставить историко-архитектурный музей-заповедник. Но пока, кроме Гор и Ко, приютить такую выставку некому.

Два года назад Нижний Новгород потерял Любовь Сапрыкину. Она ушла из жизни после Венецианской биеннале, на которой курировала национальный павильон России. Но, уходя и зная, что уходит, оставила стратегический план действий. НФ ГЦСИ получил его как завещание...

Идеи живут и побеждают

    

- "Кариатида" разбудила нижегородских художников, как декабристы Герцена. Они обратили свои взоры в направлении актуального искусства. Довольны ли вы результатами их творческих поисков? - спросила я у Анны Гор.

- Сегодня из художников с серьезной международной известностью в нашем городе есть только группа "Provmyza". Конечно, мы к этому причастны. Конечно, мы всячески стараемся им помочь в делах и в продвижении. Но не мы их взрастили и воспитали. Их успех определили природная одаренность и строгое следование своему пути в искусстве. Еще несколько нижегородцев вполне успешно действуют в российском пространстве. Однако наша стратегия направлена именно на зрителя. Потому что когда появляется заинтересованный зритель (заказчик, потребитель творчества), тогда будут востребованы и художники. Но нельзя ждать от нашей деятельности, что завтра в городе появятся двадцать международно известных авторов. Не появятся.

    

- И не надо. Зато есть те, кто активно действует на территории Нижнего Новгорода. Что тоже важно для культурного ландшафта города.

- Но хотелось бы все-таки, чтобы их было побольше. Думаю, виной тому лакуна в художественном образовании. Отечественное образование не подразумевает никакого развития в сторону современного искусства. И это печально. Может быть, со временем, в обновленном Арсенале, мы придем к тому, что возьмем на себя некоторые функции учебного заведения. Пока не хватает сил: мы постоянно должны подбрасывать в "информационную топку" качественные художественные проекты.

Также в рубрике:

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

БАЛЕТ

СОТРУДНИЧЕСТВО

ТЕАТР

МУЗЕЙ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;