Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
ПровинцияЗона культурной ответственностиНижегородский филиал ГЦСИ дожил до первого юбилея СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВОВера ЗВЕЗДОВА Сегодня кажется, что филиал Государственного центра современного искусства в Нижнем Новгороде был всегда. Между тем в июле ему исполнится всего десять лет. Хотя началось-то все действительно раньше. В тот момент, когда город узнал "кариатид" - Любовь Сапрыкину и Анну Гор, двух очаровательных и отважных женщин, задумавших расширить культурный ландшафт Нижнего до международных горизонтов contemporary art. "Кариатида"
Созданный ими центр современного искусства так и назывался - "Кариатида". Это была абсолютно частная инициатива, однако с большими и явно не провинциальными амбициями. Впервые "Кариатида" публично заявила о себе в 1992 году на Первом международном фестивале искусств имени Андрея Сахарова. Любовь Сапрыкина и Анна Гор предъявили городу ни много ни мало - выставку "Другое поколение. Нижегородские живописцы всех направлений". В поисках картин для экспозиции кураторы объехали сто нижегородских мастерских, и выставка занимала весь второй этаж художественного музея. До "кариатид" с местными художниками никто подобным образом не работал. Участники "Другого поколения", которых знали исключительно по закрытым квартирным показам, приобрели официальный статус. В частности, именно тогда широкая публика открыла для себя живописцев из объединения "Черный пруд". Потом был цикл выставок из Галереи Марата Гельмана, ХL-галереи, "Риджины"... Отбиралось все самое острое, что даже в столице тогда казалось радикальным, а в провинции и вовсе встречалось в штыки. Город возмущался, ругался, плевался, но... почему-то ходил смотреть. Особенно яростно спорили, помнится, о Олеге Кулике и проекте "Память тела. Нижнее белье советской эпохи". "Кариатиды" сознательно провоцировали публику, насильно выталкивая ее на передний край современного художественного процесса. И бескомпромиссно защищали смелые арт-эксперименты от общественной косности.
- Нам очень хотелось, чтобы Нижний Новгород появился на карте актуального искусства, - объясняет Анна Гор. - И чтобы здесь происходили арт-события, которые вводят город в международный культурный оборот. В течение 70 советских лет информация о современном искусстве была на нуле, поэтому нам пришлось начинать все заново. Привнесение нового языка, конечно, вызвало определенный шок у публики. Но постепенно мы наращивали аудиторию. Сначала это было несколько десятков, потом несколько сотен, сейчас несколько тысяч человек. В основном это молодежь. Ей язык современного искусства кажется вполне адекватным и понятным, потому что они выросли уже не в информационном вакууме и с младых ногтей приучены к новой визуальности. АрхотекаСловосочетание "нижегородский архитектурный феномен" сегодня на слуху. Но мало кто знает, что и это тоже заслуга "кариатид", которые в 1996 году приступили к осуществлению долгосрочного проекта "Архотека". Задача была одна - сделать так, чтобы нижегородские архитекторы стали известны всей Европе. И сделали. А уж про общероссийский бренд и говорить нечего - Нижний имеет почетный титул "архитектурной столицы".
Архитектура города периода 1990-х годов и впрямь хороша: вписывается в традиции интернационального стиля, но имеет собственное лицо. Однако как явление искусства она долго никого не занимала. "Кариатидам", напротив, были совершенно неинтересны вопросы недвижимости, стоимости и застройки. Их волновали именно вопросы работы с городским пространством, деликатного сохранения исторической среды, внедрения в эту среду инновационных элементов, соотнесения старого и нового... К сожалению, сегодня ситуация изменилась. Строительный беспредел докатился и до Нижнего, так что на улицах все чаще можно встретить образчики маргинальной архитектуры. Наблюдается волюнтаризм власти, которая не считается с мнением специалистов. Складывается впечатление, что для губернатора Валерия Шанцева город остался чужим. Поневоле вспомнишь времена, когда губернаторское кресло занимал Немцов. На вопрос "Чем вы помогали расцвету нижегородской архитектуры?" - он ответил: "Я не мешал". Однако традиционных "Рейтингов нижегородской архитектуры" даже Шанцев отменить не может. С прошлого года к ним добавились еще и Дни архитектуры. Их Нижегородский филиал ГЦСИ проводит совместно с куратором Мариной Игнатушко. Новый статусГосударственный центр современного искусства в Москве был образован в 1992 году, и, разумеется, "кариатиды" тесно с ним сотрудничали. В 1993 году открылся филиал ГЦСИ в Петербурге, а через четыре года руководители центра предложили создать филиал и в Нижнем. На правах паритетного финансирования с местной властью. Однако паритета не получилось, деньги у Нижегородского филиала ГЦСИ всегда были только федеральные. И статус тоже. Оправдывая этот статус, Сапрыкина и Гор, по мнению авторитетных арт-критиков, превратили Нижний еще и в третью российскую художественную столицу. Они привозили выставки мировых знаменитостей. Не забывали о местном культурном контексте. Поддерживали творческие связи с соседями. К слову, два месяца назад в Самаре открылся региональный отдел Нижегородского филиала ГЦСИ. Его возглавили талантливые самарские художники Неля и Роман Коржовы, известные, в частности, как авторы знаменитой биеннале в селе Ширяево. В ближайшем будущем планируется открытие еще нескольких региональных отделений, после чего Нижегородский ГЦСИ перейдет в статус Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. АрсеналГигантский выставочный зал в самом сердце города, в Нижегородском кремле, - лучшее доказательство жизнеспособности НФ ГЦСИ, его нужности и востребованности. Старинный Арсенал за три года своей художественной активности успел перещеголять все местные выставочные площадки вместе взятые. Между тем право размещать здесь экспозиции современного искусства пришлось отвоевывать. Чего только не наговорили в запале противники передачи здания в оперативное управление ГЦСИ: и не место актуальному искусству на святой кремлевской территории, и многовато площадей для "баловства", и есть варианты более "правильного" использования 4000 квадратных метров. Но НФ ГЦСИ, проделавший колоссальную работу по созданию концепции общественно-культурного центра и привлечению спонсоров, получил Арсенал в полное распоряжение. Первый выставочный сезон открыла "Проекция" и сразу же собрала невероятное число зрителей. Со второй экспозицией повторилось то же самое. Все три года люди приходили на выставки семьями. Приводили друзей. Город привык к новому качеству Арсенала почти мгновенно, и сегодня, когда здание закрыли на капитальный ремонт, не покидает ощущение, что из жизни исчезло что-то очень существенное и родное. Через пять лет нам обещают превратить Арсенал в ультрасовременный комплекс наподобие парижского Центра Помпиду. С кинозалами, интернет-кафе, библиомедиатекой, залом для конференций и прочей важной "начинкой". Через два года, когда закончится укрепление фундамента, обещают возобновить практику временных выставок. Пока же отсутствие Арсенала компенсируют большим количеством маленьких "арсенальчиков". В киноцентре "Рекорд" работает "Арсенал ВИДЕО", в Художественном музее открылась программа "Музейный Арсенал", в зале Межвузовского выставочного комплекса на днях должна состояться презентация "Арсенала художника". К осени готовят "Архитектурный Арсенал" и думают, какая выставочная площадка сможет принять "Арсенал фото". Увы, с выставочными пространствами в Нижнем негусто. Кстати, поэтому в обновленный Арсенал будут пускать и "чужие" выставки тоже. Разумеется, при условии современной интерпретации. Тактика и стратегияВпрочем, поиски выставочных площадок, равно как и непростые (подчас) отношения с властями, нижегородские "кариатиды" серьезными трудностями никогда не считали, относя их к проблемам тактического характера. Они всегда думали о стратегии. Вероятно, поэтому Анна Гор до сих пор оценивает выставку "Память тела" как важный этап на пятнадцатилетнем пути. Проект, который курировали Екатерина Деготь и Юлия Демиденко, являл собой пример нового подхода к культурологии. Чем и был ценен. Кстати, продолжая начатую линию, Демиденко хочет привезти в Нижний Новгород выставку под названием "Мода и социализм: новый взгляд". Современного искусства там нет, но есть нетривиальный взгляд на исторические явления и события. Сотрудники НФ ГЦСИ (с сожалением) признают, что это "наша зона ответственности". По всем статьям зал для "Моды и социализма" должен был бы предоставить историко-архитектурный музей-заповедник. Но пока, кроме Гор и Ко, приютить такую выставку некому. Два года назад Нижний Новгород потерял Любовь Сапрыкину. Она ушла из жизни после Венецианской биеннале, на которой курировала национальный павильон России. Но, уходя и зная, что уходит, оставила стратегический план действий. НФ ГЦСИ получил его как завещание... Идеи живут и побеждают
- "Кариатида" разбудила нижегородских художников, как декабристы Герцена. Они обратили свои взоры в направлении актуального искусства. Довольны ли вы результатами их творческих поисков? - спросила я у Анны Гор. - Сегодня из художников с серьезной международной известностью в нашем городе есть только группа "Provmyza". Конечно, мы к этому причастны. Конечно, мы всячески стараемся им помочь в делах и в продвижении. Но не мы их взрастили и воспитали. Их успех определили природная одаренность и строгое следование своему пути в искусстве. Еще несколько нижегородцев вполне успешно действуют в российском пространстве. Однако наша стратегия направлена именно на зрителя. Потому что когда появляется заинтересованный зритель (заказчик, потребитель творчества), тогда будут востребованы и художники. Но нельзя ждать от нашей деятельности, что завтра в городе появятся двадцать международно известных авторов. Не появятся.
- И не надо. Зато есть те, кто активно действует на территории Нижнего Новгорода. Что тоже важно для культурного ландшафта города. - Но хотелось бы все-таки, чтобы их было побольше. Думаю, виной тому лакуна в художественном образовании. Отечественное образование не подразумевает никакого развития в сторону современного искусства. И это печально. Может быть, со временем, в обновленном Арсенале, мы придем к тому, что возьмем на себя некоторые функции учебного заведения. Пока не хватает сил: мы постоянно должны подбрасывать в "информационную топку" качественные художественные проекты. Также в рубрике:
|