Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
Краски мираПоследний циникКинематограф попрощался с Жан-Клодом Бриали Материал подготовила Екатерина БЕЛЯЕВА
В сентябре 2008 года киномир готовится с помпой отметить семидесятилетие со дня рождения Роми Шнайдер. Пройдут многочисленные посвященные ей фотовыставки и кинопоказы. Журнал "Шпигель", который в свое время вместе со "Штерном" был главным немецким источником информации о жизни австрийской кинозвезды, в конце мая открыл серию публикаций о ней. К 25-й годовщине трагической смерти актрисы подготовили уникальное интервью Жан-Клода Бриали, в котором он рассказывает о многолетней дружбе с Роми, о ее увлечениях и разочарованиях, о ее взаимоотношениях с режиссерами и актерами - коллегами по цеху. На публикацию можно было бы не обратить внимание, если бы не один печальный факт. В тот памятный день - 29 мая (день смерти Шнайдер) - когда вышло в свет интервью, знаменитый актер театра и кино Жан-Клод Бриали умер (в ночь с 29-го на 30 мая), и этот текст на немецком языке оказался его последним публичным высказыванием. Бриали был актером определенного амплуа. Не то чтобы этим амплуа исчерпывался или ограничивался его талант. То, что мог делать в фильмах режиссеров новой волны он, было не под силу ни любимцу Трюффо Жан-Пьеру Лео, ни любимцу Годара Жан-Полю Бельмондо, ни Жан-Луи Трентиньяну, ни Жерару Депардье. Бриали слыл страшным циником - не в жизни, конечно, - в кино. Если задуматься, был ли Бриали альтер эго какого-то одного режиссера, то, наверное, можно назвать Клода Шаброля. В конце 50-х они практически не разлучались на съемочной площадке. Бриали снимается у Шаброля в трех фильмах подряд - "Красавчике Серже", "Кузенах" и "Щегалях". В 1986 году Шаброль снова приглашает Бриали в свой фильм - "Инспектор Лавардэн". Именно Шаброль открыл в артисте умение играть невозмутимых, чуть нагловатых, чуть отстраненных беспечных нахалов, героев послевоенного времени. Благодаря этим персонажам Бриали стал невероятно популярен и востребован. Однако найденный для него типаж не мог существовать в вакууме, подобно персонажам того же Трентиньяна. У Бриали всегда должен был быть двойник, кузен, соперник, то есть тот, с кем зритель будет его постоянно сравнивать. Этот баланс двоих, придуманный Шабролем, подхватил и Эрик Ромер, когда занял Бриали в фильме "Колено Клер", и Годар в фильме "Женщина есть женщина", где противостояние героев Бриали (законный муж) и Бельмондо (приятель) достигает критической точки, доводится до абсурда и становится приметой жанра, изобретенного лидерами французской новой волны. Еще один циничный тип Бриали пригодился Трюффо, когда он снимал кино "Невеста была в черном" с Жанной Моро в главной роли. Всего актер снялся в более 150 фильмах. Параллельно у него были роли в театре, а с начала 1970-х годов он переквалифицировался в режиссера и делал достаточно успешное кино - "Шиповник", "Закрытые ставни", "Редкая птица", "Любовь в дождь", "Несчастья Софи", "Добрый дьяволенок". До последнего времени Бриали исполнял обязанности директора театра "Буфф-Паризьен". Руководил театральными фестивалями - в Анжу и Раматюэль. Редакторы "Шпигеля", которые месяц назад брали у актера интервью о Роми, рассказывают, что нашли артиста в отличной форме, пекущегося о своих театральных детищах и даже собирающегося еще играть. Однако время распорядилось иначе, прошедший май принес много утрат и западному, и российскому искусству. Хочется еще разок окунуться в волшебный мир французского кино новой волны, хотя бы через разговор о том времени, когда на съемочной площадке сталкивались такие мега- звезды, как Жанна Моро, Роми Шнайдер, Ален Делон, Бриали (кстати познакомились и сдружились на всю жизнь трое последних во время съемок фильма "Кристина" в 1958 году)... Итак, публикуем выдержки из интервью Жан-Клода БРИАЛИ журналу "Шпигель".
- Как так получилось, что в 1999 году французская ежедневная газета "Le Parisien" назвала немку Роми Шнайдер, согласно опросам читателей, величайшей актрисой XX столетия. Куда делись знаменитый французский шовинизм и лозунг "Франция - для французов"? - Французы, может, и шовинисты, но не сектанты. В свое время мы любовались и Ингрид Бергман, и Гретой Гарбо, и Марлен Дитрих, и Анной Маньяни. У красивых и талантливых женщин во Франции особая привилегия. Что же касается Роми Шнайдер, то можно сказать, что французский кинематограф ее удочерил. Родные дочери - прекрасно, но красоты много не бывает. Роми заняла место где-то между Жанной Моро и Катрин Денев. Она была не настолько интеллектуальна, как Моро, и не настолько холодна, как Денев, зато обладала тем, что французы любят больше всего на свете, - эмоциями в сочетании с ангельской, неземной красотой.
- Может, Роми казалась им живым воплощением немецкой романтической героини? - Не думаю. Убежден, что 80 процентов французов вовсе не знают, что такое немецкая романтика. Французы очень естественны и потянулись к этой женщине, инстинктивно чувствуя прекрасное. Когда она появлялась, все до одного мужчины оказывались в нее влюбленными, а женщины редко ревновали, потому что видели огромный талант. Эта влюбчивость путала ее, сбивала с толку. Когда она выбрала Алена Делона, я сказал ей, что она взяла самого плохого, который ничего для нее не значил. Но как ей было разобрать в той атмосфере всеобщей любви, что настоящее, а что проходное.
- Это правда, что вы были "переводчиком" для Роми, когда она познакомилась с Делоном на съемках "Кристины"? Она ведь совсем не знала тогда французского. - Да, она плохо говорила, да и потом у нее еще долго был чудовищный акцент. Но чтобы понять Делона, язык был не нужен. Он и с француженками часто предпочитал общаться без слов... Помню, они общались на каком-то птичьем языке.
- Магда Шнайдер считала вас более подходящей парой для своей дочери? - Несомненно. Я не ходил с револьвером за пазухой, не чудил. И Роми, когда была со мной, казалась более спокойной, не нервничала. Но мы, увы, были только друзья...
- Вы знаете, в Германии ведь до сих пор считают, что Делон сгубил Роми, заставил нашу Сисси сойти с пути истинного. - Да чепуха. Оба были хороши. Я никогда не отходил далеко от Роми. Наблюдал их и в жизни, и в работе. Они были равны и в таланте, и славе, и в деньгах. Может, он был легковеснее, а она относилась ко всему слишком серьезно. Но они оба нравились себе в ежедневной битве: Роми была ревнива и авторитарна, Ален честолюбив и по натуре хищник. Они обходились очень жестко друг с другом, может, делали это сознательно.
- Как вы понимаете фразу Висконти о том, что Роми Шнайдер была слишком немкой. Что за этим стояло? - Акцент. Манеры. На съемках "Кристины" она позволила себе такое, чего наши девушки не позволяли. Костюмер принесла ей платье, которое было не слишком хорошо отутюжено, и Роми сорвалась - начала хлестать несчастную платьем по лицу. Помню, что я сильно осадил Роми, напомнив ей, что она не Скарлетт О'Хара, которой все позволено. Видимо, она привыкла к отношениям хозяин - прислуга и забылась. При этом Роми была очень чувствительна в обращении с людьми. Но периодически случались вспышки буржуазности.
- У Роми была странная особенность - писать людям любовные письма. Если человек ей нравился - не важно, кто это был - мужчина или женщина, она писала длинное письмо. После ее смерти многие предъявили эти ее послания. Она и вам писала такие письма? - Писала. Я ими очень дорожу. Но на памяти у меня другая история. Мы остановились в каком-то отеле. Был поздний час. Роми вдруг спрашивает меня, не знаю ли я, как дела у Марлен Дитрих (мы знали, что она живет поблизости). Я был в курсе - что-то ответил ей. Но Роми уже приняла решение написать Марлен любовное послание - хотела немедленно выразить ей свое восхищение. Села, исписала восемь страниц, сняла с шеи золотую цепочку от Бушрон, запечатала конверт и отправила с шофером письмо. Через полчаса шофер вернул ей другое письмо - от другой великой немки. Марлен прислала ответ, а с ним две цепочки - возвратила ту, что прислала Роми, и подарила ей свою. Неслыханная для Марлен вещь, она ведь ненавидела женщин. Но Роми признала. Также в рубрике:
|