Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Краски мира

Последний циник

Кинематограф попрощался с Жан-Клодом Бриали

Материал подготовила Екатерина БЕЛЯЕВА
Фото агентства "Photas"


Ж.К.Бриали

В сентябре 2008 года киномир готовится с помпой отметить семидесятилетие со дня рождения Роми Шнайдер. Пройдут многочисленные посвященные ей фотовыставки и кинопоказы. Журнал "Шпигель", который в свое время вместе со "Штерном" был главным немецким источником информации о жизни австрийской кинозвезды, в конце мая открыл серию публикаций о ней. К 25-й годовщине трагической смерти актрисы подготовили уникальное интервью Жан-Клода Бриали, в котором он рассказывает о многолетней дружбе с Роми, о ее увлечениях и разочарованиях, о ее взаимоотношениях с режиссерами и актерами - коллегами по цеху. На публикацию можно было бы не обратить внимание, если бы не один печальный факт. В тот памятный день - 29 мая (день смерти Шнайдер) - когда вышло в свет интервью, знаменитый актер театра и кино Жан-Клод Бриали умер (в ночь с 29-го на 30 мая), и этот текст на немецком языке оказался его последним публичным высказыванием.

Бриали был актером определенного амплуа. Не то чтобы этим амплуа исчерпывался или ограничивался его талант. То, что мог делать в фильмах режиссеров новой волны он, было не под силу ни любимцу Трюффо Жан-Пьеру Лео, ни любимцу Годара Жан-Полю Бельмондо, ни Жан-Луи Трентиньяну, ни Жерару Депардье. Бриали слыл страшным циником - не в жизни, конечно, - в кино. Если задуматься, был ли Бриали альтер эго какого-то одного режиссера, то, наверное, можно назвать Клода Шаброля. В конце 50-х они практически не разлучались на съемочной площадке. Бриали снимается у Шаброля в трех фильмах подряд - "Красавчике Серже", "Кузенах" и "Щегалях". В 1986 году Шаброль снова приглашает Бриали в свой фильм - "Инспектор Лавардэн". Именно Шаброль открыл в артисте умение играть невозмутимых, чуть нагловатых, чуть отстраненных беспечных нахалов, героев послевоенного времени. Благодаря этим персонажам Бриали стал невероятно популярен и востребован. Однако найденный для него типаж не мог существовать в вакууме, подобно персонажам того же Трентиньяна. У Бриали всегда должен был быть двойник, кузен, соперник, то есть тот, с кем зритель будет его постоянно сравнивать. Этот баланс двоих, придуманный Шабролем, подхватил и Эрик Ромер, когда занял Бриали в фильме "Колено Клер", и Годар в фильме "Женщина есть женщина", где противостояние героев Бриали (законный муж) и Бельмондо (приятель) достигает критической точки, доводится до абсурда и становится приметой жанра, изобретенного лидерами французской новой волны. Еще один циничный тип Бриали пригодился Трюффо, когда он снимал кино "Невеста была в черном" с Жанной Моро в главной роли.

Всего актер снялся в более 150 фильмах. Параллельно у него были роли в театре, а с начала 1970-х годов он переквалифицировался в режиссера и делал достаточно успешное кино - "Шиповник", "Закрытые ставни", "Редкая птица", "Любовь в дождь", "Несчастья Софи", "Добрый дьяволенок".

До последнего времени Бриали исполнял обязанности директора театра "Буфф-Паризьен". Руководил театральными фестивалями - в Анжу и Раматюэль. Редакторы "Шпигеля", которые месяц назад брали у актера интервью о Роми, рассказывают, что нашли артиста в отличной форме, пекущегося о своих театральных детищах и даже собирающегося еще играть. Однако время распорядилось иначе, прошедший май принес много утрат и западному, и российскому искусству.

Хочется еще разок окунуться в волшебный мир французского кино новой волны, хотя бы через разговор о том времени, когда на съемочной площадке сталкивались такие мега- звезды, как Жанна Моро, Роми Шнайдер, Ален Делон, Бриали (кстати познакомились и сдружились на всю жизнь трое последних во время съемок фильма "Кристина" в 1958 году)... Итак, публикуем выдержки из интервью Жан-Клода БРИАЛИ журналу "Шпигель".

    

- Как так получилось, что в 1999 году французская ежедневная газета "Le Parisien" назвала немку Роми Шнайдер, согласно опросам читателей, величайшей актрисой XX столетия. Куда делись знаменитый французский шовинизм и лозунг "Франция - для французов"?

- Французы, может, и шовинисты, но не сектанты. В свое время мы любовались и Ингрид Бергман, и Гретой Гарбо, и Марлен Дитрих, и Анной Маньяни. У красивых и талантливых женщин во Франции особая привилегия. Что же касается Роми Шнайдер, то можно сказать, что французский кинематограф ее удочерил. Родные дочери - прекрасно, но красоты много не бывает. Роми заняла место где-то между Жанной Моро и Катрин Денев. Она была не настолько интеллектуальна, как Моро, и не настолько холодна, как Денев, зато обладала тем, что французы любят больше всего на свете, - эмоциями в сочетании с ангельской, неземной красотой.

    

- Может, Роми казалась им живым воплощением немецкой романтической героини?

- Не думаю. Убежден, что 80 процентов французов вовсе не знают, что такое немецкая романтика. Французы очень естественны и потянулись к этой женщине, инстинктивно чувствуя прекрасное. Когда она появлялась, все до одного мужчины оказывались в нее влюбленными, а женщины редко ревновали, потому что видели огромный талант. Эта влюбчивость путала ее, сбивала с толку. Когда она выбрала Алена Делона, я сказал ей, что она взяла самого плохого, который ничего для нее не значил. Но как ей было разобрать в той атмосфере всеобщей любви, что настоящее, а что проходное.

    

- Это правда, что вы были "переводчиком" для Роми, когда она познакомилась с Делоном на съемках "Кристины"? Она ведь совсем не знала тогда французского.

- Да, она плохо говорила, да и потом у нее еще долго был чудовищный акцент. Но чтобы понять Делона, язык был не нужен. Он и с француженками часто предпочитал общаться без слов... Помню, они общались на каком-то птичьем языке.

    

- Магда Шнайдер считала вас более подходящей парой для своей дочери?

- Несомненно. Я не ходил с револьвером за пазухой, не чудил. И Роми, когда была со мной, казалась более спокойной, не нервничала. Но мы, увы, были только друзья...

    

- Вы знаете, в Германии ведь до сих пор считают, что Делон сгубил Роми, заставил нашу Сисси сойти с пути истинного.

- Да чепуха. Оба были хороши. Я никогда не отходил далеко от Роми. Наблюдал их и в жизни, и в работе. Они были равны и в таланте, и славе, и в деньгах. Может, он был легковеснее, а она относилась ко всему слишком серьезно. Но они оба нравились себе в ежедневной битве: Роми была ревнива и авторитарна, Ален честолюбив и по натуре хищник. Они обходились очень жестко друг с другом, может, делали это сознательно.

    

- Как вы понимаете фразу Висконти о том, что Роми Шнайдер была слишком немкой. Что за этим стояло?

- Акцент. Манеры. На съемках "Кристины" она позволила себе такое, чего наши девушки не позволяли. Костюмер принесла ей платье, которое было не слишком хорошо отутюжено, и Роми сорвалась - начала хлестать несчастную платьем по лицу. Помню, что я сильно осадил Роми, напомнив ей, что она не Скарлетт О'Хара, которой все позволено. Видимо, она привыкла к отношениям хозяин - прислуга и забылась. При этом Роми была очень чувствительна в обращении с людьми. Но периодически случались вспышки буржуазности.

    

- У Роми была странная особенность - писать людям любовные письма. Если человек ей нравился - не важно, кто это был - мужчина или женщина, она писала длинное письмо. После ее смерти многие предъявили эти ее послания. Она и вам писала такие письма?

- Писала. Я ими очень дорожу. Но на памяти у меня другая история. Мы остановились в каком-то отеле. Был поздний час. Роми вдруг спрашивает меня, не знаю ли я, как дела у Марлен Дитрих (мы знали, что она живет поблизости). Я был в курсе - что-то ответил ей. Но Роми уже приняла решение написать Марлен любовное послание - хотела немедленно выразить ей свое восхищение. Села, исписала восемь страниц, сняла с шеи золотую цепочку от Бушрон, запечатала конверт и отправила с шофером письмо. Через полчаса шофер вернул ей другое письмо - от другой великой немки. Марлен прислала ответ, а с ним две цепочки - возвратила ту, что прислала Роми, и подарила ей свою. Неслыханная для Марлен вещь, она ведь ненавидела женщин. Но Роми признала.

Также в рубрике:

КРАСКИ МИРА

ВСЕ ОБО ВСЕМ

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;