Главная | Форум | Партнеры

Культура Портал - Все проходит, культура остается!
КиноКартина

ГазетаКультура

МелоМания

МизанСцена

СуперОбложка

Акции

АртеФакт

Газета "Культура"

№ 23 (7584) 14 - 20 июня 2007г.

Рубрики раздела

Архив

2011 год
№1 №2 №3
№4 №5 №6
№7 №8 №9
№10 №11 №12
№13 №14 №15
№16 №17 №18
№19 №20 №21
№22 №23 №24
№25 №26 №27-28
№29-30 №31 №32
№33 №34 №35
№36 №37 №38
№39    
2010 год
2009 год
2008 год
2007 год
2006 год
2005 год
2004 год
2003 год
2002 год
2001 год
2000 год
1999 год
1998 год
1997 год

Счётчики

TopList
Rambler's Top100

Музыка

ЮРИЙ ТЕМИРКАНОВ: "Объединенный российский оркестр - это, скорее, политическая акция"

Беседу вела Евгения КРИВИЦКАЯ
Фото Дмитрия КОРОБЕЙНИКОВА


Ю.Темирканов

Юрия Темирканова называют идеологом

Фестиваля симфонических оркестров мира. Прославленный маэстро, выступающий со многими великими оркестрами обоих континентов, щедро делится своими контактами: рекомендация дирижера для многих импресарио - знак высокой репутации нового фестиваля. Пока разворачивался марафон симфонических коллективов в Колонном зале, Юрий ТЕМИРКАНОВ дал свою оценку состояния культуры в России:

    

- Сейчас у нас в стране наблюдается фестивальный "бум". В чем отличие Фестиваля симфонических оркестров мира?

- Такого, как этот, нет нигде в мире. Я считаю фестиваль огромным политическим событием: государство, наконец, включило классическую музыку в число своих приоритетов. Идеология фестиваля - дать возможность приобщиться к мировому музыкальному процессу. Живя в СССР, мы могли слушать замечательные зарубежные оркестры с первоклассными дирижерами, которые приезжали к нам на гастроли. Теперь мы сидим на своей "кочке" и не знаем, что происходит вокруг.

    

- Ну можно по спутниковому телевидению поймать выступление любых оркестров.

- Трансляция концертов по телевидению - это симуляция. Ведь в чем секрет воздействия музыки? В звуке, в ощущении зала, в рождающемся чувстве сопричастности тому, что играют на сцене. Запись - это профанация. И даже когда мы смотрим Новогодний концерт в Вене, то получаем лишь отдаленное представление об истинной атмосфере этого события.

    

- А как же "нести" культуру в массы?

- Будем откровенны. Толпа не интересуется высокой культурой. Если вы привезете в провинцию Эль Греко, то вряд ли на выставку выстроятся очереди.

    

- Вы не преувеличиваете? Все же в России есть такие центры, как Томск, Новосибирск, Нижний Новгород...

- Конечно, в университетских городах сохранился тонкий слой интеллигенции, нуждающейся в настоящей культуре. Но по стране их процент очень мал.

    

- Вы возглавляете Ассоциацию симфонических и камерных оркестров России (АСКОР). Чем занимаетесь?

- Планы очень большие, но реальных шагов пока сделано мало. Наша цель - объединить музыкантов по всей России в ассоциацию, которая бы заботилась о них, отстаивала их права. В провинции музыканты находятся в самом страшном положении, получая просто оскорбительно низкую зарплату. Мы организовали выступление на фестивале объединенного российского оркестра. Это опять же, скорее, политическая акция. Напомнить о том, что в регионах существуют отличные оркестры, иной раз лучшие, чем некоторые столичные коллективы. Я считаю несправедливостью, что правительственные гранты были выделены оркестрам в пределах Садового кольца. Уверен, что такие общественные организации, как АСКОР, смогут что-то изменить в позиции государства. Прежде всего общество должно поддерживать свое же духовное здоровье.

    

- Но на Западе государство тоже не поддерживает оркестры.

- Да, но там выгодно быть меценатом: тебя освобождают от налога, если ты жертвуешь на культуру, и при этом еще называют благодетелем общества. У нас же Дума 10 лет не может принять закон о меценатстве.

    

- Какие оркестры в будущем вы хотели бы видеть на сцене Колонного зала?

- Есть около 10 американских оркестров экстра-класса, Берлинский и Венский филармонические и другие европейские коллективы. Переговоры вести с ними трудно, поскольку в мире сложилось представление, что в России можно требовать астрономические суммы и найдутся богатеи, которые выложат их по первому требованию. Именно так получилось с Венским филармоническим оркестром, ранее с Израильской филармонией, приезжавшими в Москву на спонсорские деньги. С нас они тоже пытались заломить гонорар, намного превышающий их обычные контракты. Поэтому пока договориться не удалось.

    

- Вы упомянули американские оркестры. Ваш контракт с Балтимором уже завершен?

- Да. На сегодняшний момент я являюсь главным приглашенным дирижером в Датском симфоническом оркестре радио, в Большом театре, где готовлю премьеру "Кармен", в Новой Опере. Помимо этого, у меня напряженный гастрольный график до 2010 года с разными зарубежными оркестрами. Ну и, конечно, петербургский оркестр и художественное руководство Петербургской филармонией.

    

- Отвечая на вопросы о Фестивале оркестров мира, вы всегда подчеркиваете, что не входите в число организаторов и помогаете лишь советом. Но у вас есть собственный фестиваль в Петербурге?

- Да, "Площадь искусств". Мне всегда хотелось сделать фестиваль именно зимой, когда в Петербурге нет наплыва туристов и город словно погружается в спячку. И в то же время - это возрождение давних культурных традиций, например, новогоднего бала. Мы проводим такой бал в Юсуповском дворце. В основе идеи фестиваля - синтез разных искусств. Вероятно, на это меня натолкнула сама площадь, где расположены, с одной стороны - филармония, с другой - Русский музей, рядом Малый оперный театр, Драматический театр имени Комиссаржевской, легендарное кафе "Бродячая собака". Поэтому в программе "Площади искусств" выступления и оркестров, и балетных трупп - в этот раз я пригласил солистку Большого театра Светлану Захарову, балет Бориса Эйфмана, приедут пианист Евгений Кисин, скрипачка Джулия Фишер, оркестр Большого театра со своим главным дирижером Александром Ведерниковым... Ждем Театр кукол имени Образцова: они не гастролировали в Петербурге много лет. В Русском музее будет открыта специальная фестивальная выставка. Надеюсь, что получится настоящий рождественский праздник.

Также в рубрике:

Главная АнтиКвар КиноКартина ГазетаКультура МелоМания МирВеры МизанСцена СуперОбложка Акции АртеФакт
© 2001-2010. Газета "Культура" - все права защищены.
Любое использование материалов возможно только с письменного согласия редактора портала.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Эл № 77-4387 от 22.02.2001

Сайт Юлии Лавряшиной;