Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
МузыкаКвартетный вопросНемецкая танцевальная программа открылась авангардом Елена ФЕДОРЕНКО
Фестиваль современной немецкой хореографии, который объявили заблаговременно и подготовили строго в срок совместно Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко и Немецкий культурный центр имени Гете в Москве, открылся фотовыставкой Беттины Штес. Название вернисажа - "Танцпортреты". Не думайте, что это образы танца, нет, это - портреты тех, кто танец создает. На вас смотрят печальные и смеющиеся лица не только танцовщиков и хореографов, но и директоров, продюсеров, педагогов, художников и (даже!) критиков - всех, кто развивает традиции классики, и тех, кто протаптывает дорогу современному танцу с маргинальных зон на материки. Танцевальная программа открылась авангардным спектаклем "D'avant" (в переводе - "До того"), поставленным шесть лет назад и приуроченным к юбилею берлинского "Шаубюне ам Ленинер Платц". Компания "Саша Вальц и гости" собрала тогда интернациональную команду, видимо, рассчитывая на соединение разных культур. Канадец Люк Данберри и испанец Хуан Крус Диас де Гарайо Эснаола танцевали в труппе Саши Вальц, а француз Дамьен Жале и марокканец Сиди Ларби Шеркауи работали в бельгийской компании "Les Ballets C. de la B.". Им, четверке исполнителей, принадлежит сочинение хореографии, режиссура, подбор музыки. Будучи профессиональными танцовщиками и профессиональными вокалистами, они свободно владеют телами и - не менее виртуозно - голосами. С первой минуты эта универсальность берет в плен - когда, танцуя, квартет ведет мерцающее многоголосие средневековых мадригалов или преподносит рваную интонационную пластику современных поп-хитов, не жертвуя пластикой и не теряя дыхания.
Актеры, как кажется, доказывают, что жизнь - это космос воспоминаний, и не только личных, а и тех, что формирует память поколений, которую каждый аккумулирует на генетическом уровне, талантливые - наиболее тонко и чутко. Авторы предлагают новеллы, в которых нет временной конкретики, хотя вполне понятны картинки игры в футбол, венчания или погребения. Они не навязывают выводов и даже не просят в чем-то разбираться. Впрочем, все, что происходит на сцене, кажется столь же понятным, сколь и неясным. Есть новеллы поэтические и акварельные, есть плакатные и броские - все они дарятся зрителям, и авторы совсем не заморачиваются, чтобы свести их воедино. Но не задумываться просто невозможно - столь мощная энергия идет в зрительный зал. Еще до начала спектакля публику дразнят множественностью ассоциаций: зрители неспешно занимают свои места, а актер на фоне строительных лесов, спускающихся с колосников, расправив руки, как крылья, безостановочно и монотонно вращается на одном месте - то ли пришедший в движение крест, то ли лопасти ветряной мельницы, то ли торчащие палки огородного пугала? Современный танец любит проследить путь от элементарных шагов к виртуозным вершинам, чтобы познать природу движения. Создатели "D'avant" тоже одержимы познанием, но познают они основу человеческой сути, которая неизменна во все времена и во всех пространствах. Мысль о сопричастности с предками и потомками для них особенно дорога. Вот и смеются гоголевским смехом сквозь слезы над всякой чрезмерностью. Например, идолопоклонничеством: фанатизм, доведенный до абсурда, превращается в погибель и несет разрушение. Будь то поклонение религии или футболу. Столь же страшен протест, когда демонстрантам уже и неважно, против чего протестуют, - раж отменяет цель. Он дурманит людей, пробуждая в них инстинкты завоевателей. В одном из предложенных этюдов футбольным мячом становится человек, и трое игроков с остервенением гоняют его по полю. Потому весьма сомнительной кажется идея, тоже любимая современным танцем, заключающаяся в том, что из раздерганного ужаса мира можно выбраться, лишь объединив свою волю с другой. Против массового зомбирования человек оказывается социально бессильным. Быть может, усилия собственной воли результативнее? Ребусы зарисовок многовариантны, и их расшифровка зависит от индивидуальности каждого зрителя. Не мудрствуя лукаво двое мужчин (у одного красный пиджак, темные брюки, у другого, наоборот, - темный верх, красный низ) принимают такие позы, что кажутся одним человеком - в красном костюме, а потом сразу - тоже одним, но уже - в черном. Есть в этом какая-то цирковая бравада, стильное мастерство и восхищающая изобретательность. Искусство для квартета исполнителей - способ коммуникации. Разговора на разных уровнях. К финалу - речь почти возвышенная. Кирпичи на полу вздыбливаются, герои вынимают их из мостовой и возводят нечто подобное крепостному валу из детского конструктора. Пространство становится ограниченным, и, словно спасаясь от Всемирного потопа, кирпич за кирпичом устремляется вверх, под тягучий напев герои поднимаются ввысь, двигаясь сосредоточенно и замедленно, боясь разрушить ту хрупкую грань, что отделяет жизнь от небытия. Поднимаются, пока постройка с каким-то игрушечным звуком не разрушится, будто она - карточный домик. Четверка художников-универсалов позвала нас в свой мир, что, собственно, предлагается каждым спектаклем современного танца. Правда, не в каждый хочется входить. В этом же приятно путешествовать, из него возвращаешься легким и открытым, хотя финал помечен прощанием с жизнью. Но ведь это - неизбежно, и, пока жив, не стоит отчаиваться. Такая вот лукавая логика. Спектакль докатился до России, немало и с неизменным успехом поколесив по миру. Доказав, что Германия, долгие годы диктовавшая хореографическую моду, своих позиций не сдает. Широкоформатный фестиваль в Москве предлагает разные спектакли. Но не только. В его программе и общение с хореографами за чашкой кофе, и мастер-классы в "Школе драматического искусства", и лекции о Германии, которая танцует, и видеосеминары увлеченных Томаса Торауша и Кристиана Харттера из Немецкого архива танца в Кельне. Продолжение следует! Также в рубрике:
|