Главная | Форум | Партнеры![]() ![]() |
|
АнтиКвар![]() |
КиноКартина![]() |
ГазетаКультура![]() |
МелоМания![]() |
МирВеры![]() |
МизанСцена![]() |
СуперОбложка![]() |
Акции![]() |
АртеФакт![]() |
Газета "Культура" |
|
№ 14 (7627) 10 - 16 апреля 2008г. |
Рубрики разделаАрхивСчётчики |
![]() |
СитуацияЗолотоволосый мальчик прощается с российской публикой"Маленький принц" стал яблоком раздора АВТОРСКОЕ ПРАВОМаргарита СОГРИНА Спектакли по знаменитой сказке французского летчика и писателя Антуана де Сент-Экзюпери вскоре могут исчезнуть из репертуарных афиш российских детских театров. Сохранить их может только полное соответствие суровым требованиям, выдвинутым наследниками автора "Маленького принца" к постановке самой грустной, светлой и трогательной истории о любви, понимании, верности, дружбе. Права законных правопреемников с 1 января текущего года охраняются вступившими в силу поправками к законодательству об авторских и смежных правах. А наследники г-на де Сент-Экзюпери требуют от российских театров изменить сценографию уже существующих спектаклей или вовсе отказаться от них. Они выразили "принципиальное согласие на использование произведения" только в случае безоговорочного выполнения следующих условий: во-первых, роль маленького принца в постановке может исполнять только ребенок не старше 12 лет. Текст сказки нельзя не только изменять, но и сокращать, а за основу инсценировки может быть взят только вариант эталонного перевода писательницы Норы Галь (Элеоноры Гальпериной), сделанный великой переводчицей на рубеже 50 - 60-х годов. Но это еще не все: наследники настаивают, что в постановке "Маленького принца" на сцене не может быть использовано никакого музыкального сопровождения, а костюмы героев должны быть максимально приближены к рисункам автора. Как известно, Сент-Экзюпери иллюстрировал свой рассказ о маленьком мальчике серией забавных рисунков на полях рукописи. Герой сказки с грустью восклицал: "Взрослые очень любят цифры". Правопреемники французского писателя настаивают на выплате 7 процентов от сумм валового театрального сбора. Ну что ж, закон есть закон... И маленький принц, утверждавший, что "взрослые очень, очень странный народ...", может и впрямь улететь с российской сцены. Знаменитая сказка французского писателя идет сегодня только в одной Москве на сценах более 10 театров. Идет с постоянным аншлагом! В скором времени спектакли будут отменены. Представители театров говорят, что удовлетворить все претензии наследников к уже существующим постановкам практически невозможно. Режиссеры убеждены: ставить на сцене произведение без всяких сокращений, а также без музыкального сопровождения неприемлемо. Директор Санкт-Петербургского ТЮЗа Светлана Лаврецова признает требования наследников "абсурдными", но не может не отметить их законность. В связи с этим, петербургский ТЮЗ добровольно снял из репертуара спектакль, который шел на его сцене в течение 17 лет. "Наш спектакль был полной противоположностью того, что потребовали правопреемники великого писателя, - поделилась с журналистами Светлана Лаврецова. - Принца у нас играл не ребенок, а блистательная актриса-травести Ирина Соколова. Но в договоре прописано, что мы должны учитывать выдвигаемые наследниками условия, и мы вынуждены подчиниться". Раньше закон позволял ставить французскую сказку в свободной режиссерской интерпретации. С 1 января 2008 года, согласно нововведениям, право на произведение охраняется теперь в течение не 50 (как было раньше), а 70 лет со дня смерти автора. Кроме того, если автор работал во время Великой Отечественной войны (для иностранных писателей это годы Второй мировой) или, что еще важнее, участвовал в военных баталиях, то срок действия исключительных прав на его произведения увеличивается на четыре года. Это положение касается абсолютно всех жанров и видов, как литературных, так и любых других произведений искусства. Что касается "Маленького принца", то все ограничения на использование сказки Сент-Экзюпери, погибшего в 1944 году в ходе боевых действий, будут сняты лишь в 2018 году. На прошлой неделе Российское авторское общество (РАО) направило всем российским театрам, в которых идут спектакли по сказке Сент-Экзюпери, требования наследников к тому, в каком именно виде должны отныне представать на сцене герои знаменитой истории. Процедура согласования постановки по тому или иному произведению с автором или правообладателем является во всем мире обычной практикой. Теперь после коррекции основного закона об авторском и смежном правах российским театрам придется обращаться к наследникам и получать лично у них разрешение на ту или иную инсценировку. "Мы следуем Гражданскому кодексу - нашему основному документу, который теперь полностью соответствует всем международным стандартам и нормам, - разъяснила ситуацию первый заместитель генерального директора Российского авторского общества Екатерина Ананьева, входившая в группу разработчиков нового законодательного документа. - Защита интересов правообладателей - основа основ мировой юридической практики. Что касается "Маленького принца" Антуана де Сент-Экзюпери - это первая ласточка... Раньше подобные произведения у нас не охранялись, срок охраны исключительных прав на интеллектуальную собственность был короче. С 1 января срок этот увеличился, и произведения перешли в разряд охраняемых. Так называемая обратная сила закона коснулась давно используемых всеми без всяких ограничений и условий сочинений, как литературных, так и любых других. Незнание нового закона не освобождает от ответственности за его неисполнение!" Исполнение данного юридического документа обернется утратой многих интересных художественных достижений. Интересно, когда принимались поправки и особенно когда назначался срок введения их в действие, думал ли кто-нибудь о правах российских режиссеров и постановщиков, всех, кто работает над творческой интерпретацией текстов, музыки, живописи? По мнению Екатерины Ананьевой, в "области авторского права сегодня ничего революционного не происходит. Проблема юридической безграмотности разрешима: придется познакомиться с новым российским законодательством и выполнять предписываемые им требования". Но спорных вопросов теперь, несомненно, возникать будет много. С момента вступления в действие новых поправок к Гражданскому кодексу РФ в области авторского и смежного права прошло только три месяца. "Маленький принц" стал первым громким примером подобного рода. И есть все основания полагать, далеко не последним. Также в рубрике:
|